Портфолио — технология сбора и анализа информации о процессе и результатах учебной деятельности


Портфолио — технология
сбора и анализа информации о процессе и результатах 
учебной деятельности.

 

Шальнова
Елена Владимировна,

учитель
начальных классов ОУ СОШ№8 г.о. Октябрьск Самарской области.  Адрес: 445244, Самарская область, г.
Октябрьск, ул. Куйбышева д.19, кв. 83,

тел.: 8
(84646)21915, e-mail
: elen_shal_okt@mail.ru  

 

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная
технология “Портфолио”. Но чаще всего Портфолио рассматривается как часть
программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным
представляется использование технологии “Портфолио” в рамках  учебной и воспитательной системы класса. В
этом случае Портфолио позволяет судить  об
учебных, творческих и коммуникативных достижениях ученика.  

Использование данной технологии позволяет проследить индивидуальный
прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны.
Предоставленная ученику ответственность и самостоятельность должны
обеспечиваться развитием таких ключевых умений, как самостоятельное
целеполагание, самоанализ, самоконтроль, которые остаются вне поля внимания при
традиционной системе воспитания. Развитие этих умений происходит в процессе
сбора информации о себе, в процессе осмысления своих достижений и в процессе
формирования личного отношения к полученным результатам. Ребенок должен
максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в Портфолио,
чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему
развитию.

Важная цель
Портфолио — представить отчёт по процессу образования учащегося, увидеть «картину»
значимых   образовательных   результатов  
в   целом,   обеспечить  
отслеживание   индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте,
продемонстрировать его способности
практически
применять приобретённые знания и умения.

Портфолио
не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает
решать
важные
педагогические задачи:

   
поддерживать
высокую учебную мотивацию школьников;

   
поощрять
их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;

   
развивать
навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

   
формировать
умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную
деятельность;

   
содействовать
индивидуализации (персонализации) образования школьников;

   
закладывать
дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Чтобы добиться этого, работа с Портфолио должна быть организована и
системна. Но это должно сочетаться с принципом добровольности при сборе
информации. Данный принцип позволяет более серьезно и вдумчиво относиться к
своим занятиям, увлечениям, даже к своему свободному времени, которое можно
использовать с большим эффектом для собственного развития.

Создание
Портфолио — совместная деятельность учащихся и учителя, диалог — обмен
информацией о
том, как
процесс обучения идёт и когда, и где нужно внести коррекцию.

Учитель
получает информацию о процессе обучения, наблюдает сам процесс, анализируя
результаты учебной деятельности.
Информацией Портфолио могут воспользоваться учащиеся, учителя, родители.

Вопросы, на которые необходимо ответить перед началом использования
системы Портфолио: каковы цели использования Портфолио?
(Цели бывают разные.)

1.   С целью научить учащегося оценивать
свой прогресс (формировать умение самооценки)

2.   С целью сбора документации,
отражающей прогресс учащегося, (грамоты, свидетельства, дипломы,
сертификаты и т.д.)

3.
Для отчёта о прогрессе
и достижениях учащегося перед родителями, администрацией.

4. Для принятия решения о выставлении
итоговой оценки на основе анализа результатов учебной
деятельности.

Цель определяет структуру и содержание
Портфолио.

Существует несколько типов Портфолио.
Основные из них:

1.   «Портфолио документов»

2.   «Портфолио работ» (проектные работы,
рефераты, доклады)
,
работы по искусству (перечень работ, участие в выставках), творческая
активность (участие в жизни школы, класса
), занятия в кружках
(название учреждения дополнительного образования, продолжительность занятий и результаты), участие в конкурсах и олимпиадах,
участие в научных конференциях,
семинарах,
спортивные достижения,
другое.

3.   «Портфолио отзывов» (рецензии,
заключение о качестве выполненной работы (в научном школьном обществе), отзыв о
работе, рекомендательное письмо и другое.

4. «Портфолио комплексный»- это комплекс, состоящий
из трех разделов: «раздел документов», «раздел работ», «раздел отзывов» (смешанный).

 

Компонент целеполагания формализуется в «Портфолио» в виде «Листа желаний».
Он состоит из разделов:

1. «Какой я есть» — в этот раздел включаются результаты тестов и опросов
на определение уровня подготовленности, а также фиксируются умения и навыки,
которыми школьник владеет.

2. «Каким я должен быть»

3. «Каким я хочу быть» — каким учащийся 
поставил себе целью стать, исходя из собственных потребностей  в самосовершенствовании.

4. «Каким я стал» — в этот раздел через определенное время заносятся
результаты по определению уровня подготовленности, значимые для ребенка
достижения по поставленным задачам.

При анализе «Листа желаний»
ребенок получает возможность сравнивать себя «вчера» и «сегодня». Процесс
сравнения позволяет ученику  делать
адекватные выводы о своей готовности и своих возможностях по достижению
поставленных задач.

В
начальной школе цель Портфолио — отчёт о прогрессе и достижениях
учащихся перед родителями. Необходимые  единицы сбора  — лучшие работы за  год обучения: контрольные работы, диктанты,
изложения, сочинения, сказки, результаты участия в конкурсах и олимпиадах.  
Такая
деятельность направлена на развитие рефлексии учащихся и на мотивирование их
обучения, тем более что этот возраст (от 
6 лет до 8-10 лет) является благоприятным для формирования рефлексивных
навыков  (Н. Б. Шумакова).

Работа
над Портфолио ученика в моей системе работы продолжается в течение двух лет.
Все начиналось с Портфолио класса, которое учащиеся моего класса создавали
коллективно.   На 
классном часе было решено создать Портфолио класса, подготовив, таким
образом, отчёт о достижениях и «росте» 
класса к концу учебного года. 
Была выбрана форма – устный журнал, распределены обязанности по оформлению
Портфолио,  назначены ответственные, в
том числе родители  учащихся. Так как у
каждой группы учащихся была своя страничка.
В конце учебного года 
на традиционном празднике школы «Школьная весна» прошла презентация
Портфолио тогда ещё учащихся 3 класса: ребята рассказали и показали свои
достижения.

С 4
класса ребята начали составлять свои индивидуальные Портфолио.
Портфолио
моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются
результаты деятельности ученика в различных областях.  

1 часть. Учебная деятельность.

Включает в себя:

·        
результаты обучения  ученика по триместрам  и за год;

·        
результаты (отметки) участия в предметных
олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне,
всероссийских олимпиадах, играх “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, конкурсах
сочинений и т.п.  

·        
самооценку школьника своей учебной деятельности
за триместр (год).

2 часть. Участие в делах класса и школы.

Включает
в себя:

·        
результаты творческой деятельности учащихся в
разных областях;

·        
отметку о посещении факультативов, кружков,
секций;

·        
спортивные достижения учащихся;

·        
оценку выполнения общественных поручений,
дежурства по классу и школе.

     Кроме двух обязательных частей в Портфолио
входит раздел (по желанию учеников) 
«Достижения», куда помещаются  грамоты,
благодарности, дипломы
и т.п.

         Кроме этого 2 года учащиеся моего
класса  отбирают
материал по предмету русский язык по собственному выбору либо по заданию
учителя.  (Это связано с тем, что
учебник, по которому мы занимаемся, не даёт четких правил и алгоритмов по
предмету в рамках изучаемой программы). Работы, выполненные ими на уроке и дома
самостоятельно (тесты, сочинения и прочее), собираются в разделе «Контроль». В конце
«Портфеля» — «Рекомендации», куда учитель может положить план по исправлению ошибок,
карточку, алгоритм к выполнению работы над ошибками  и т. д.   

«Портфель ученика»  по предмету состоит из нескольких разделов:

1.      
Титульная  страница:

·                  
название «Портфеля» — «Русский язык» (некоторые
ребята дают своё название – «Мой любимый предмет», цитата о языке и т. д.);

·                  
имя ученика;

·                  
период создания «Портфеля»;

·                  
имя учителя.

2.      
Содержание
«Портфолио»
— правила, которых нет в учебнике, таблицы, схемы;

3.       
«Мои успехи»
виде таблицы – дата, вид работы, оценка, количество ошибок);

4.       
«Контроль»
(наиболее важные классные и домашние работы контрольные работы, тесты,
сочинения);

5.       
«Презентация»
(презентации докладов, проектов);

6.       
«Рекомендации»
(оценка учителя, рекомендации и т. д.).

 

В конце учебного года каждый  ученик имел возможность предоставить своё
Портфолио на суд одноклассников и родителей 
на итоговом родительском собрании класса, рассказать о нём, сделать
выводы  и обобщения о проделанной работе
за год, сформулировать задачи на следующий учебный год.

За два года, в течение которых велась работа по
Портфолио, наблюдается активность в общественной и творческой деятельности.
Ребята стали проявлять инициативу во внеурочной деятельности. Повышение
интереса ко всем видам деятельности свидетельствует о развитии чувства
ответственности за себя и за свой класс. Показателем также является то, что  в прошедшем учебном году мой класс  по результатам школьного конкурса «Самый
лучший класс года» получил  звание “Класс
года». 

  Считаю, что данный
подход к обучению очень эффективен, так как позволяет ученику самостоятельно
добывать знания, а значит, и лучше их усваивать. Учитель выступает в роли
консультанта, организует работу в группе по темам, нашедшим отражение в
«Портфеле ученика».