Портфолио — технология сбора и анализа информации о процессе и результатах учебной деятельности
Портфолио — технология
сбора и анализа информации о процессе и результатах учебной деятельности.
Шальнова
Елена Владимировна,
учитель
начальных классов ОУ СОШ№8 г.о. Октябрьск Самарской области. Адрес: 445244, Самарская область, г.
Октябрьск, ул. Куйбышева д.19, кв. 83,
тел.: 8
(84646)21915, e-mail: elen_shal_okt@mail.ru
В настоящее время большую популярность приобретает образовательная
технология “Портфолио”. Но чаще всего Портфолио рассматривается как часть
программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. Интересным
представляется использование технологии “Портфолио” в рамках учебной и воспитательной системы класса. В
этом случае Портфолио позволяет судить об
учебных, творческих и коммуникативных достижениях ученика.
Использование данной технологии позволяет проследить индивидуальный
прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны.
Предоставленная ученику ответственность и самостоятельность должны
обеспечиваться развитием таких ключевых умений, как самостоятельное
целеполагание, самоанализ, самоконтроль, которые остаются вне поля внимания при
традиционной системе воспитания. Развитие этих умений происходит в процессе
сбора информации о себе, в процессе осмысления своих достижений и в процессе
формирования личного отношения к полученным результатам. Ребенок должен
максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в Портфолио,
чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему
развитию.
Важная цель
Портфолио — представить отчёт по процессу образования учащегося, увидеть «картину»
значимых образовательных результатов
в целом, обеспечить
отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте,
продемонстрировать его способности практически
применять приобретённые знания и умения.
Портфолио
не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает
решать важные
педагогические задачи:
—
поддерживать
высокую учебную мотивацию школьников;
—
поощрять
их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;
—
развивать
навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
—
формировать
умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную
деятельность;
—
содействовать
индивидуализации (персонализации) образования школьников;
—
закладывать
дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Чтобы добиться этого, работа с Портфолио должна быть организована и
системна. Но это должно сочетаться с принципом добровольности при сборе
информации. Данный принцип позволяет более серьезно и вдумчиво относиться к
своим занятиям, увлечениям, даже к своему свободному времени, которое можно
использовать с большим эффектом для собственного развития.
Создание
Портфолио — совместная деятельность учащихся и учителя, диалог — обмен
информацией о том, как
процесс обучения идёт и когда, и где нужно внести коррекцию.
Учитель
получает информацию о процессе обучения, наблюдает сам процесс, анализируя
результаты учебной деятельности.
Информацией Портфолио могут воспользоваться учащиеся, учителя, родители.
Вопросы, на которые необходимо ответить перед началом использования
системы Портфолио: каковы цели использования Портфолио? (Цели бывают разные.)
1. С целью научить учащегося оценивать
свой прогресс (формировать умение самооценки)
2. С целью сбора документации,
отражающей прогресс учащегося, (грамоты, свидетельства, дипломы, сертификаты и т.д.)
3.
Для отчёта о прогрессе
и достижениях учащегося перед родителями, администрацией.
4. Для принятия решения о выставлении
итоговой оценки на основе анализа результатов учебной деятельности.
Цель определяет структуру и содержание
Портфолио.
Существует несколько типов Портфолио.
Основные из них:
1. «Портфолио документов»
2. «Портфолио работ» (проектные работы,
рефераты, доклады),
работы по искусству (перечень работ, участие в выставках), творческая
активность (участие в жизни школы, класса), занятия в кружках
(название учреждения дополнительного образования, продолжительность занятий и результаты), участие в конкурсах и олимпиадах,
участие в научных конференциях,
семинарах, спортивные достижения,
другое.
3. «Портфолио отзывов» (рецензии,
заключение о качестве выполненной работы (в научном школьном обществе), отзыв о
работе, рекомендательное письмо и другое.
4. «Портфолио комплексный»- это комплекс, состоящий
из трех разделов: «раздел документов», «раздел работ», «раздел отзывов» (смешанный).
Компонент целеполагания формализуется в «Портфолио» в виде «Листа желаний».
Он состоит из разделов:
1. «Какой я есть» — в этот раздел включаются результаты тестов и опросов
на определение уровня подготовленности, а также фиксируются умения и навыки,
которыми школьник владеет.
2. «Каким я должен быть»
3. «Каким я хочу быть» — каким учащийся
поставил себе целью стать, исходя из собственных потребностей в самосовершенствовании.
4. «Каким я стал» — в этот раздел через определенное время заносятся
результаты по определению уровня подготовленности, значимые для ребенка
достижения по поставленным задачам.
При анализе «Листа желаний»
ребенок получает возможность сравнивать себя «вчера» и «сегодня». Процесс
сравнения позволяет ученику делать
адекватные выводы о своей готовности и своих возможностях по достижению
поставленных задач.
В
начальной школе цель Портфолио — отчёт о прогрессе и достижениях учащихся перед родителями. Необходимые единицы сбора — лучшие работы за год обучения: контрольные работы, диктанты,
изложения, сочинения, сказки, результаты участия в конкурсах и олимпиадах. Такая
деятельность направлена на развитие рефлексии учащихся и на мотивирование их
обучения, тем более что этот возраст (от
6 лет до 8-10 лет) является благоприятным для формирования рефлексивных
навыков (Н. Б. Шумакова).
Работа
над Портфолио ученика в моей системе работы продолжается в течение двух лет.
Все начиналось с Портфолио класса, которое учащиеся моего класса создавали
коллективно. На
классном часе было решено создать Портфолио класса, подготовив, таким
образом, отчёт о достижениях и «росте»
класса к концу учебного года.
Была выбрана форма – устный журнал, распределены обязанности по оформлению
Портфолио, назначены ответственные, в
том числе родители учащихся. Так как у
каждой группы учащихся была своя страничка. В конце учебного года
на традиционном празднике школы «Школьная весна» прошла презентация
Портфолио тогда ещё учащихся 3 класса: ребята рассказали и показали свои
достижения.
С 4
класса ребята начали составлять свои индивидуальные Портфолио. Портфолио
моих учеников состоит из двух обязательных частей, в которых фиксируются
результаты деятельности ученика в различных областях.
1 часть. Учебная деятельность.
Включает в себя:
·
результаты обучения ученика по триместрам и за год;
·
результаты (отметки) участия в предметных
олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне,
всероссийских олимпиадах, играх “Русский медвежонок”, “Кенгуру”, конкурсах
сочинений и т.п.
·
самооценку школьника своей учебной деятельности
за триместр (год).
2 часть. Участие в делах класса и школы.
Включает
в себя:
·
результаты творческой деятельности учащихся в
разных областях;
·
отметку о посещении факультативов, кружков,
секций;
·
спортивные достижения учащихся;
·
оценку выполнения общественных поручений,
дежурства по классу и школе.
Кроме двух обязательных частей в Портфолио
входит раздел (по желанию учеников)
«Достижения», куда помещаются грамоты,
благодарности, дипломы
и т.п.
Кроме этого 2 года учащиеся моего
класса отбирают
материал по предмету русский язык по собственному выбору либо по заданию
учителя. (Это связано с тем, что
учебник, по которому мы занимаемся, не даёт четких правил и алгоритмов по
предмету в рамках изучаемой программы). Работы, выполненные ими на уроке и дома
самостоятельно (тесты, сочинения и прочее), собираются в разделе «Контроль». В конце
«Портфеля» — «Рекомендации», куда учитель может положить план по исправлению ошибок,
карточку, алгоритм к выполнению работы над ошибками и т. д.
«Портфель ученика» по предмету состоит из нескольких разделов:
1.
Титульная страница:
·
название «Портфеля» — «Русский язык» (некоторые
ребята дают своё название – «Мой любимый предмет», цитата о языке и т. д.);
·
имя ученика;
·
период создания «Портфеля»;
·
имя учителя.
2.
Содержание
«Портфолио» — правила, которых нет в учебнике, таблицы, схемы;
3.
«Мои успехи» (в
виде таблицы – дата, вид работы, оценка, количество ошибок);
4.
«Контроль»
(наиболее важные классные и домашние работы контрольные работы, тесты,
сочинения);
5.
«Презентация»
(презентации докладов, проектов);
6.
«Рекомендации»
(оценка учителя, рекомендации и т. д.).
В конце учебного года каждый ученик имел возможность предоставить своё
Портфолио на суд одноклассников и родителей
на итоговом родительском собрании класса, рассказать о нём, сделать
выводы и обобщения о проделанной работе
за год, сформулировать задачи на следующий учебный год.
За два года, в течение которых велась работа по
Портфолио, наблюдается активность в общественной и творческой деятельности.
Ребята стали проявлять инициативу во внеурочной деятельности. Повышение
интереса ко всем видам деятельности свидетельствует о развитии чувства
ответственности за себя и за свой класс. Показателем также является то, что в прошедшем учебном году мой класс по результатам школьного конкурса «Самый
лучший класс года» получил звание “Класс
года».
Считаю, что данный
подход к обучению очень эффективен, так как позволяет ученику самостоятельно
добывать знания, а значит, и лучше их усваивать. Учитель выступает в роли
консультанта, организует работу в группе по темам, нашедшим отражение в
«Портфеле ученика».