Формирование у учащихся навыков безопасного поведения в системе воспитательной работы классного…
Шальнова
Елена Владимировна
ФОРМИРОВАНИЕ
У УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
НА ДОРОГАХ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ
КЛАССНОГО РУКОВОВДИТЕЛЯ
Россия,
Самарская область, г. Октябрьск,
ОУ СОШ №8, E-mail: ou_school8@mail.ru
Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растет
число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки
детей, более тысячи получают
серьезные травмы. Очень часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности.
Донести полезные знания
до юных граждан, выработать потребность в соблюдении Правил дорожного движения, подготовить к целесообразным действиям в
сложных ситуациях на
дороге, улице, способствовать активной пропаганде Правил (в детском саду,
школе, внешкольных учреждениях, летних оздоровительных
лагерях и т. п.) — задача всех взрослых, находящихся в непосредственном контакте с
детьми и подростками
В постановлении Правительства РФ от 20 февраля
«О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного
движения в 2006 — 2012 годах» говорится о том, что необходимо формировать
основы и приоритетные направления
профилактики дорожно-транспортных происшествий, реализовывать комплекс
мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество
дорожно-транспортных происшествий, особенно с участием детей.
Считаю, что обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как
составную часть учебно–воспитательной работы в школе. Вместе с тем правила
дорожного движения – первый государственно–правовой документ, наиболее жизненно
близкий школьнику. Изучая ПДД, обучающиеся приобретают знания и навыки
поведения на улице, усваивают правила и навыки движения на дороге. Считаю, что работа
по профилактике ДТП должна проводиться в
нескольких направлениях:
— работа с обучающимися;
— работа с родителями.
Работа с учащимися ведётся в 3
направлениях:
1.
урочная деятельность
2.
внеклассная деятельность
3.
кружковая работа
В режиме урочной деятельности
учащимся предлагается: на уроке математики
решить задачу на движение или задачу на смекалку на тему ПДД. Например:
Вычисли значения выражений, расположи
их в порядке возрастания и расшифруй название места пересечения дорог и улиц.
10+2=
р
10+1= е
10+3=
е
10+9= о
10+6=
е 10+7= с
10+8=
т
10+5= р
10+4=
к
10+0= п
10+10 = к
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ:
перекресток.
На уроке русского языка и
развития речи можно предложить сочинить
предложение по предметной или сюжетной картине (серии картин), восстановить
деформированное предложение (текст), написать сочинение на тему безопасного
поведения на дороге, письмо водителю школьного автобуса .
В конце каждого последнего урока,
т.е. непосредственно перед тем, когда дети пойдут домой, проводится «МИНУТКА ПДД»
— это кратковременное занятие (5-10 мин) — напоминание по тематике безопасности
движения. Цель минутки — приобретение
навыков движения и навыков наблюдения, оценки обстановки на улицах и дорогах
города.
Например:
1. Вопрос:
Почему опасно идти и бежать вдоль проезжей части?
Ответ: Проезжая часть
предназначена только для движения транспорта, и пешеход, находящийся на ней,
мешает движению. Это может привести к несчастному случаю, так как можно не
успеть оценить дорожную обстановку. К тому же водители не рассчитывают, что
пешеходы могут идти, бежать вдоль проезжей части и могут не заметить пешехода.
2. Вопрос: Для чего оборудуются пешеходные переходы на улицах? Какие они
бывают?
Ответ: Пешеходные переходы — это места для перехода улицы с одной стороны
на другую. Пешеходные переходы бывают подземными, наземными и надземными. При
наличии пешеходного перехода переходить улицу надо только по ним. Переходы
бывают регулируемые и нерегулируемые. Первые оборудованы светофором.
3. Вопрос: Как перейти улицу по пешеходному переходу?
Ответ: Разрешается переходить улицу, если горит разрешающий (зеленый)
сигнал светофора. Перед тем как ступить на проезжую часть, надо осмотреться,
убедиться, что автомобили остановились. Если приближающийся автомобиль движется
с большой скоростью (может водитель не увидел сигнал), пропустить его. Еще
более осторожно и осмотрительно надо переходить улицу на нерегулируемом
пешеходном переходе.
В конце каждого триместра с
учащимися проводится инструктаж по ПДД и беседы перед каникулами.
В режиме внеклассной работы с учащимися реализую следующие виды работ:
Ø
беседы с учащимися — модульный курс по профилактике ПДД (уроки
Пети Светофорова)
Ø
классные часы
с привлечением сотрудников ГИБДД, ГО МЧС, мед. сестры школы
Ø
викторины по ПДД
Ø
решение проблемных ситуаций
Ø
интеллектуальные игры – соревнования («Шоссе
светофорных наук»), игры–конкурсы («Азбука пешехода»), игры-путешествия по станциям
Ø
тестирование по ПДД (3 раза в год)
Ø
подготовка учащихся к городским, окружным и
областным конкурсам по ПДД
Третье направление в работе с учащимися по профилактике ДТП — кружковая работа. 2 года я работаю по программе ЮИД «Перекрёсток», которую разработала на основе «Программы перечня правил дорожного движения и основ
безопасного поведения на улице для учащихся 1-4-х классов общеобразовательных школ». (Российская академия образования Управление
ГАИ ГУВД г. Москвы — М.,
Данная программа
построена по принципу нарастания объема изученного материала. Каждая тема, включенная в программу,
содержит теоретическую и практическую части.
Программа рассчитана на 1 часовое занятие в неделю в первый год обучения, на 2 часовое
занятие во второй-четвёртый годы
обучения.
Виды работ в рамках
программы «Перекрёсток».
№ |
Направление |
Виды работ |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по |
Беседа |
2 |
Дорожная |
Теоретические |
3 |
Игра – дело |
Игры (подвижные, на координацию движения, на |
4 |
Три волшебных |
Конкурсы |
5 |
В гостях у |
Беседы, встречи с медицинским работником. |
6 |
Двухколёсный |
Теоретические |
7 |
Праздник для всех — Мастерская ЮИДД |
Разучивание стихов, песен, загадок, басен о |
8 |
Улицы нашего |
Экскурсии, |
Ребята не только обучаются сами. Они передают свои знания другим: участвуют
в различных соревнованиях, выступают в детских садах, работают с учащимися
начальной школы. Работа кружка направлена на
формирование у обучающихся
основных знаний, умений и навыков
безопасного поведения на дорогах. Дети
обучаются ПДД, поведению на улице, оказанию первой медицинской помощи,
получают навыки фигурного вождения велосипеда.
Достижением моего
класса в 2008-2009 учебном году в
системе внеклассной и кружковой работы стало то, что учащиеся активно работали над выпуском буклетов по ПДД и распространением их среди
учащихся начальных классов школы, воспитанников детских садов. В рамках
долгосрочного проекта учащиеся моего
класса создали журнал по ПДД «Улицы, транспорт и мы». Данному журналу в
окружном этапе областного конкурса детских газет и журналов по ПДД присвоено почётное 3 место. В окружном
этапе областного конкурса рисунков и комиксов по ПДД учащиеся моего класса 2 год подряд занимают 2, 3 место.
Важным
звеном в системе формирования у учащихся основ безопасного поведения на дорогах является работа
с родителями. Виды работ с родителями учащихся:
Ø
Родительские
собрания
Ø
Родительские
собрания с вовлечением учащихся
Ø
Разработка
памяток, буклетов и рекомендаций по ПДД
для родителей
Ø
Организация
встреч родительского коллектива с инспектором ДПС, ГИБДД
Ø
Привлечение
родителей – медицинских работников для бесед на классных часах, для организации
родительских собраний
Ø
Привлечение
родителей к участию в конкурсных
программах по ПДД в школе
Ø
Привлечение
родителей к участию окружных, областных,
Всероссийских конкурсах по ПДД
Ø
Анкетирование
родителей
При работе с родителями помимо
формирования у них самих навыков ситуационной транспортной культуры, необходимо
обращать их постоянное внимание на необходимость самоконтроля в присутствии
ребенка. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с
ним может перечеркнуть сто словесных указаний. Поэтому нельзя допускать никакой
спешки на проезжей части, никакого бега через дорогу к автобусу, никаких
разговоров на посторонние темы во время перехода, никаких движений наискосок, в
стороне от перехода, на красный сигнал светофора.
Таким образом, систематическая целенаправленная деятельность формированию
безопасного поведения на дорогах, знаний ПДД способствует овладению учащимися знаниями, непосредственно
относящимися к охране жизни и здоровья.