Формирование у учащихся навыков безопасного поведения в системе воспитательной работы классного…

Шальнова
Елена Владимировна

 

ФОРМИРОВАНИЕ
У УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ  
НА ДОРОГАХ  В СИСТЕМЕ   РАБОТЫ
КЛАССНОГО РУКОВОВДИТЕЛЯ

 

Россия,
Самарская область, г. Октябрьск,

ОУ СОШ №8, E-mail: ou_school8@mail.ru

 

Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растет
число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки
детей, более тысячи по­
лучают
серьезные травмы. Очень часто это происходит по­
тому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности.

Донести полезные знания
до юных граждан, выработать
потребность в соблюдении Правил дорожного движения, под­готовить к целесообразным действиям в
сложных ситуациях
на
дороге, улице, способствовать активной пропаганде Правил (в детском саду,
школе, внешкольных учреждениях, летних
оз­доровительных
лагерях и т. п.) задача всех взрослых, находя­щихся в непосредственном контакте с
детьми и подростками

В постановлении Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. №100
«О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного
движения в 2006 — 2012 годах» говорится о том, что необходимо формировать
основы  и приоритетные направления
профилактики дорожно-транспортных происшествий, реализовывать комплекс
мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество
дорожно-транспортных происшествий, особенно с участием детей.

Считаю, что обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как
составную часть учебно–воспитательной работы в школе. Вместе с тем правила
дорожного движения – первый государственно–правовой документ, наиболее жизненно
близкий школьнику. Изучая ПДД, обучающиеся приобретают знания и навыки
поведения на улице, усваивают правила и навыки движения на дороге. Считаю, что работа
по профилактике ДТП  должна проводиться в
нескольких  направлениях:

— работа с обучающимися;

— работа с родителями.

Работа с учащимися ведётся в 3
направлениях:

1.                 
урочная деятельность

2.                 
внеклассная деятельность

3.                 
кружковая работа

В режиме урочной деятельности
учащимся предлагается: на уроке математики
решить задачу на движение или задачу на смекалку на тему ПДД. Например:

Вычисли значения выражений, расположи
их в порядке возрастания и расшифруй название места пересечения дорог и улиц.

 10+2=        
р                                   
10+1=                         е              

 10+3=        
е                                   
10+9=                         о

 10+6=        
е                                    10+7=                         с

 10+8=        
т                                   
10+5=                         р

 10+4=        
к                                   
10+0=                         п     

                                              

                                          
10+10 =           к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ:
перекресток.

На уроке русского языка и
развития речи можно предложить  сочинить
предложение по предметной или сюжетной картине (серии картин), восстановить
деформированное предложение (текст), написать сочинение на тему безопасного
поведения на дороге, письмо водителю школьного автобуса .  

В конце каждого последнего  урока,
т.е. непосредственно перед тем, когда дети пойдут домой, проводится «МИНУТКА ПДД»
— это кратковременное занятие (5-10 мин) — напоминание по тематике безопасности
движения.  Цель минутки — приобретение
навыков движения и навыков наблюдения, оценки обстановки на улицах и дорогах
города.

            Например:

1. Вопрос:
Почему опасно идти и бежать вдоль проезжей части?       

Ответ: Проезжая часть
предназначена только для движения транспорта, и пешеход, находящийся на ней,
мешает движению. Это может привести к несчастному случаю, так как можно не
успеть оценить дорожную обстановку. К тому же водители не рассчитывают, что
пешеходы могут идти, бежать вдоль проезжей части и могут не заметить пешехода.

2. Вопрос: Для чего оборудуются пешеходные переходы на улицах? Какие они
бывают?   

Ответ: Пешеходные переходы — это места для перехода улицы с одной стороны
на другую. Пешеходные переходы бывают подземными, наземными и надземными. При
наличии пешеходного перехода переходить улицу надо только по ним. Переходы
бывают регулируемые и нерегулируемые. Первые оборудованы светофором.

3. Вопрос: Как перейти улицу по пешеходному переходу?       

Ответ: Разрешается переходить улицу, если горит разрешающий (зеленый)
сигнал светофора. Перед тем как ступить на проезжую часть, надо осмотреться,
убедиться, что автомобили остановились. Если приближающийся автомобиль движется
с большой скоростью (может водитель не увидел сигнал), пропустить его. Еще
более осторожно и осмотрительно надо переходить улицу на нерегулируемом
пешеходном переходе.

 

В конце каждого триместра  с
учащимися проводится инструктаж по ПДД и беседы перед каникулами.

 

В режиме внеклассной работы  с учащимися реализую следующие виды работ:

Ø     
беседы с учащимися  — модульный курс по профилактике ПДД (уроки
Пети Светофорова)

Ø     
классные часы 
с привлечением сотрудников ГИБДД, ГО МЧС, мед. сестры школы

Ø     
викторины по ПДД

Ø     
решение проблемных ситуаций

Ø     
интеллектуальные игры – соревнования («Шоссе
светофорных наук»), игры–конкурсы («Азбука пешехода»), игры-путешествия  по станциям

Ø     
тестирование по ПДД (3 раза в год)

Ø     
подготовка учащихся к городским, окружным и
областным  конкурсам по ПДД

Третье направление в работе с учащимися по профилактике ДТП — кружковая работа. 2 года я работаю по программе ЮИД «Перекрёсток», которую разработала на основе «Программы пе­речня правил дорожного движения и основ
безопасного поведе­ния на улице для учащихся 1-4-х классов общеобразовательных
школ». (Российская академия образования Управление
ГАИ ГУВД г. Москвы — М.,
2004 г.)

Данная программа
построена по принципу нарастания объема изученного
материала. Каждая тема, включенная в программу,
содержит теорети­
ческую и практическую части.

Программа рассчитана на 1 часовое занятие  в неделю в первый год обучения, на 2 часовое
занятие во второй-четвёртый  годы
обучения.

 

Виды работ в рамках
программы «Перекрёсток».

Направление
программы 

Виды работ

1

Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности.

Беседа

2

Дорожная
азбука

Теоретические
занятия, беседы

3

Игра – дело
серьезное

Игры (подвижные, на координацию движения, на
внимание, н
астольные, сюжетно-ролевые)

4

Три волшебных
цвета – красный, жёлтый,  зелёный.

Конкурсы 
рисунков, плакатов;  о
формление стенгазеты;  изготовление
дорожных знаков,
реквизита к
выступлению агитбригады, написание письма 
водителю

5

В гостях у
доктора Айболита  — первая медицинская
помощь

Беседы, встречи с медицинским работником.

 

6

Двухколёсный
друг — велосипед

Теоретические
и практические занятия по управлению велосипедом

7

 Праздник для всех — Мастерская ЮИДД

Разучивание стихов, песен, загадок, басен о
ПДД;  в
ыступления агитбригады в детских дошкольных учре­ждениях

8

Улицы нашего
города

Экскурсии,
разработка альтернативных  безопасных
маршрутов  в период сезонных изменений
и проведения строительных работ  в
микрорайоне

 

Ребята не только обучаются сами. Они передают свои знания другим: участвуют
в различных соревнованиях, выступают в детских садах, работают с учащимися
начальной школы. Работа кружка направлена на 
формирование  у обучающихся
основных знаний, умений и навыков 
безопасного поведения на дорогах. Дети 
обучаются ПДД, поведению на улице, оказанию первой медицинской помощи,
получают навыки фигурного вождения велосипеда.

Достижением моего
класса в  2008-2009 учебном году в
системе внеклассной и кружковой работы стало то, что  учащиеся активно работали над выпуском  буклетов по ПДД и распространением их среди
учащихся начальных классов школы, воспитанников детских садов. В рамках
долгосрочного проекта  учащиеся моего
класса создали журнал по ПДД «Улицы, транспорт и мы». Данному журналу в
окружном этапе областного конкурса детских газет и журналов  по ПДД присвоено почётное 3 место. В окружном
этапе областного конкурса рисунков и комиксов по ПДД учащиеся  моего класса 2 год подряд занимают  2, 3 место.

 

            Важным
звеном  в системе  формирования  у учащихся основ безопасного поведения на дорогах  является работа
с родителями
. Виды работ с родителями учащихся:

Ø     
Родительские
собрания

Ø     
Родительские
собрания с вовлечением  учащихся

Ø     
Разработка
памяток, буклетов  и рекомендаций по ПДД
для родителей

Ø     
Организация
встреч родительского коллектива с инспектором ДПС, ГИБДД

Ø     
Привлечение
родителей – медицинских работников для бесед на классных часах, для организации
родительских собраний

Ø     
Привлечение
родителей к  участию в конкурсных
программах по ПДД в школе

Ø     
Привлечение
родителей к  участию окружных, областных,
Всероссийских  конкурсах по ПДД

Ø     
Анкетирование
родителей

           При работе с родителями помимо
формирования у них самих навыков ситуационной транспортной культуры, необходимо
обращать их постоянное внимание на необходимость самоконтроля в присутствии
ребенка. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с
ним может перечеркнуть сто словесных указаний. Поэтому нельзя допускать никакой
спешки на проезжей части, никакого бега через дорогу к автобусу, никаких
разговоров на посторонние темы во время перехода, никаких движений наискосок, в
стороне от перехода, на красный сигнал светофора.

 

Таким образом, систематическая целенаправленная деятельность формированию
безопасного поведения на дорогах, знаний ПДД способствует овладению  учащимися  знаниями, непосредственно
относящимися к охране жизни и здоровья.